Статьи

26
октября
16:43
В гостях у Festool, часть 2: История инноваций Festool

Вторая часть масштабного репортажа из американского журнала Core 77. Журналисты попадают в приватный музей Festool. Гид рассказывает, какие новшества привнес Festool на рынок электроинструмента, и как это происходило в течении 90 лет. 

«У нас много покупателей», говорит Оле Хельд, Генеральный Директор Festool в США, «которые с ума сходят по Festool. И они хотят знать всё о продукции». Надеюсь, что народ, о котором поведал Хельд, читает статью, потому что нам позволили увидеть то, что доступно далеко не всем: частный музей Festool, закрытый для общественности.

Когда мы вышли из автобуса за пределами штаб-квартиры Festool в Вендлингене в Германии, нас повели к неприметному, на первый взгляд, зданию. Внутри него кроется бесценное богатство, что копилось там, в течение 90 лет – изобретения  Festool, былинные предвестники сегодняшнего подхода компании к дизайну инструмента. Я бы мог стоять там целый день, расспрашивая работника, который стоял рядом с нами, и знал толк в инструментах, но наш график был плотным, и у нас в запасе было что-то около 20 минут. Но 20 минут хватило, чтобы увидеть, что инновационный подход, которым компания может похвастаться сегодня, задуман ещё в начале пути.

Это их первые серийные продукты, которые Фезер и Штолль сделали популярными: бензопила, работающая на газу.

В те годы, когда люди валили деревья с помочью обычных ручных инструментов, эта штуковина, должно быть, воспринималась как дар небес. И его спроектировали, ориентируясь на эргономику: лезвие можно повернуть отдельно от двигателя, а это значит, что рабочий может держать машину под любым удобным для него углом. На видео снизу, вы можете увидеть, как два литовских работника Festoolне только смогли прикоснуться к раритету, но и завести его, и ближе к концу, демонстрируют, как пила умеет поворачивать лезвие.

В музее, циркулярные пилы расположены на деревянной подставке: в хронологическом порядке слева-направо, они заслуженно покоятся под портретом основателя компании Готтлиба Штолля.

Занимательно было взглянуть на первую модель (снизу) cручкой на болтах, которая напоминает одноручную пилу; так двигатель прогрессирует от червячной передачи до бокового моторного привода (как в верхнем ряду), ручка всё больше соединяется с конструкцией.

Также интересно было увидеть, как постоянно меняются ранние конструкции. Положение шарнира для погружения лезвия смещается в одну сторону, или в другую, и в построении начинает зарождаться эргономика. Как вы можете видеть, на модели ниже, нет отступа для отката защитного кожуха назад вручную. Передний конец пилы закруглен, так что при контакте с деревом, он будет двигаться, но если пользователь захочет сделать это вручную, он должен будет поддеть снизу протектор.

Для этой цели в следующей модели к верхней части протектора добавляется небольшое ушко (снизу, обозначено красным указателем), и таким образом пользователь может оттягивать его наперед, без надобности поддевать пилу и держать пальцы близко к пильному диску.

Есть ещё кое-что, что на мой взгляд, очень интересно – некоторые покупатели научились подстраивать инструмент под свои нужды, и Festool сохранил образцы этого без каких-либо изменений. Вместо экскурсии, гид подробно объяснят нам, почему пользователи изменяют инструменты. Возможно, компания оставляет пользовательские модификации нетронутыми, чтобы напоминать себе о том, что нужно всё-таки предвидеть непредвиденные нужды. На двух снимках снизу, мы также видим, вырез в верхней части корпуса, и на другом – кусочек дерева, защемленный в протекторе в открытом положении.

Как пояснил наш гид, инструменты были разработаны для резки сухого дерева в немецких мастерских. Но случилось так, что пользователи расценили инструмент как очень удобный, и стали приносить его прямо к берегам реки (в те дни, бревна переправлялись по течению реки) и резали древесину, пока она ещё была влажной. В результате, мокрые опилки часто забивали протекторы. Изменения указанные выше, как раз-таки образец решения такой проблемы.

В результате ли этих примеров или по чистой случайности, привычка прислушиваться к клиенту и конструировать инструмент в соответствии с его потребностями, быстро сформировалась на Festo(раннее название Festool). К примеру, компания изобрела электрический цепнодолбежный фрезер. Немецкая каркасная конструкция зданий (известная также как фахверк) осуществлялась веками при помощи шипового соединения, которое требует кропотливого вырезания каждого паза вручную, при помощи долота. И врезной станок в этом случае бесценен. Однако когда первый покупатель увидел его, то оставил нерадостный отзыв. «Наш покупатель сказал «Да, он прекрасен, мы нуждаемся в нем,»» рассказывает наш гид. « «Но эта машина электрическая, а мы работаем возле реки. Там нет электричества.»» Впоследствии, компания разработала модель на газу.

Кстати, на протяжении веков в стране, именуемой в наши дни Германией, каркасные здания из шести этажей, как на фото ниже, встречались не так уж и часто.

Потрясает воображение тот факт, что некоторые из этих шестиэтажных зданий были возведены почти тысячу лет назад! В высоких зданиях нужно много лестниц, а это значит, что немецкие ремесленники вручную выдалбливали пазы в продольных балках, возможно, целое тысячелетие. В 1930м, Festoоблегчило задачу при помощи рельсового долбежного станка, предшественника современного цепнодолбежного фрезера и шины-направляющей:

А здесь он в действии:

К 1950м, компания всерьез заинтересовалась финишной обработкой и запустила производство того, что станет первой серией инновационных электрических шлифмашинок. Флагманом стала первая в мире орбитальная шлифмашинка (самая левая на фото снизу):

Вот красивый снимок:

Превосходную отделку обеспечивала мелкая, круговая вибрация орбитальной шлифовальной машинки. Орбитальные шлифмашинки оставались незаменимыми в течении нескольких десятилетий, но традиция прислушиваться к покупателю шагала в ногу вместе с трендами индустрии. Со средины 1970-х нужды покупателей начали меняться. Как говорит Дэвид Фрейн в своей статье «Инструменты торговли»: «Когда алкидная краска на масляной основе покидала строительные площадки, а акриловая краска становилась обыденностью, люди начали сталкиваться с проблемой многослойного шлифования. Шлифмашинки, что существовали на тот момент, оставляли царапины, так что Festo разработал эксцентриковую шлифмашинку.» Вот и она, на фото снизу:

Вы также можете заметить кое-какие различия в этой шлифмашинке, кроме желтого цвета (да, цвета 1970х не прошли мимо Festoolтоже, как и мимо Braun): Видите эту серебристую вещицу, которая торчит сбоку? Да, они добавили порт, и с тех пор, пыль втягивается прямо на лету. Эта маленькая инновация со временем станет одним из столпов компании, и мы расскажем об этом в следующей части.

Вернемся же к нашим пилам. В начале 1960х у компании появилась идея направить циркулярную пилу по рельсе.

В 1964 году они изобретают первую пилу c шиной-направляющей. (Она показана тут на коротком участке шины).

Первые шины были простенькими, и не имели ничего общего с современными сложными конструкциями.

К 1980м, компания продолжила то, что было начато в 70-х – они сосредоточились на системе сборе пыли – и начали внедрять её в другие свои продукты, в предвестник приближающегося системного подхода в дизайне, который мы видим сегодня в Festool:

Посмотрев на форму ручки, вы также заметите, что точка опоры лезвия сместилась, в этот раз назад. Так получилось, потому что так конструкция работает лучше всего и её так удобнее контролировать. Короче говоря, Festoolв наше время не просто почивает на лаврах своих достижений, и не цепляется намертво за свои наработки; компания продолжает продвигаться с лучшими дизайнерскими решениями, которые только способна придумать, и, как мы видим, не боится разведывать новые области.

Совсем непросто поддерживать такой настрой, он требует особого способа мышления и дисциплины, чтобы всегда быть впереди планеты всей. В следующей части мы узнаем о пяти пунктах,  которые влияют на всё, что делает компания, а также как уникальное стечение обстоятельств предоставляет им свободу вводить новшества.